НОВОСТИ

Вернуться назад | На главную страницу

24.10.2013
Информация о процедуре обеспечения явки в военные комиссариаты лица, подлежащего призыву.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывник обязан информировать военкомат обо всех значимых событиях своей жизни - смене места жительства (постоянной либо временной), женитьбе, устройстве на новую работу и т.д. Дополнительно работодатель призывника либо его учебное заведение обязаны информировать военкомат о том, что призывник работает или учится.

При соблюдении призывником и его работодателем (учебным заведением) всех обязанностей военкомат легко сможет вручить призывнику повестку. Однако если какие-либо обязанности не исполняются, вручение повестки может быть затруднено. Иногда призывники сознательно уклоняются от получения повесток.
Законодательство позволяет военкоматам привлекать к участию в призыве органы внутренних дел (полицию). Участие полиции зависит от характера нарушений, допущенных призывником.

Если военкомат по каким-либо причинам не может вручить призывнику повестку по месту жительства, работы или учебы, вовлечение полиции будет наименьшим. В этом случае после того, как военный комиссариат направляет в полицию обращение с просьбой разыскать призывника и вручить ему повестку, уже не сотрудники военкомата, а полицейские будут заниматься вручением повестки.

После того как повестка вручена призывнику, у него возникает обязанность явиться в военкомат для совершения того действия, о котором идет речь в повестке. Однако при наличии уважительных причин, перечисленных в п. 2 ст. 7 Закона о воинской обязанности, призывник может не явиться по повестке. К уважительным причинам, например, относятся болезнь призывника либо его близких родственников. Однако исчерпывающего перечня таких оснований нет, и правом признавать определенные причины неявки уважительными наделена призывная комиссия. Призывник должен будет представить документальные подтверждения того, что причина неявки является уважительной, например, принести правильно оформленный больничный.

Если же призывник не явился по повестке, не уведомил военкомат о своей неявке и не представил документы, подтверждающие ее причины, то военкомат имеет право возбудить в отношении призывника дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ (неисполнение обязанностей по воинскому учету).
После возбуждения дела об административном правонарушении военные комиссары вправе привлекать полицию для доставления призывника в территориальный отдел полиции или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для оформления протокола об административном правонарушении либо для рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако стоит отметить, что в таком случае полицейские не вправе принудительно доставить призывника в военкомат для проведения мероприятий по призыву.

Кроме того, в случае возбуждения дела об административном  правонарушении полицейские не вправе без согласия призывника проходить в его жилище, поскольку такой доступ возможен только при наличии судебного решения. Суд же может выразить свое согласие на это только в случае, если в отношении гражданина возбуждено уголовное дело.

Итак, однократная неявка влечет за собой применение административной ответственности, но за более серьезные нарушения обязанностей по призыву наступает уголовная ответственность (ст. 328 УК РФ "Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы"). Как разъяснил Верховный Суд РФ, уголовная ответственность наступает в случае, если призывник, уклоняясь от явки в военкомат, намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву.

О таких намерениях призывника могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, а также неявка в военный комиссариат после того, как уважительные причины неявки отпали.

Решение о возбуждении уголовного дела принимает следователь после получения соответствующей информации от прокурора. Прокурор же такую информацию получает от военного комиссара. После возбуждения уголовного дела следователи вправе производить розыск "уклониста", совершать различные оперативные и следственные действия, в том числе разыскивать призывника, проводить с разращения суда осмотр его жилища и т.д. Однако и в этом случае полицейские не вправе доставлять призывника в·военкомат. Они обязаны лишь обеспечить его явку на допрос к следователю и в суд для рассмотрения уголовного дела.

Таким образом, российское законодательство детально регулирует процедуру обеспечения явки в военкоматы. Однако призывника нельзя доставить в военкомат силой. За уклонение от призыва его можно привлечь к административной либо уголовной ответственности.

 

 

В начало документа | Вернуться назад | На главную страницу